Главная / Библиотека / О чем может рассказать детский рисунок?
детский рисунок
Библиотека,  Полезные заметки

О чем может рассказать детский рисунок?

Значение детских рисунков. Как понять?

Детский рисунок — это не только проявление фантазии ребенка, но и отражение его внутренних переживаний. Что может рассказать детский рисунок? Как распознать, о чем думает и что чувствует ребенок? Помогут разобраться в этом детские рисунки.

Рисование служит для человека не только инструментом самовыражения. Оно  вытягивает наружу переживания, отношение к миру, зеркальным отпечатком переживаний и эмоций. Любая картинка, возникая сначала в воображении, пропускается через себя. Уже затем ощущение воплощается в рисунке. Очень умело пользуются этим инструментом дети.

В детских садах и школах часто предлагают группе ребят изобразить тот или иной предмет либо ситуацию. Взяв в руки карандаш или кисть, каждый ребенок выполнит задание по-своему. По рисунку можно понять эмоциональное состояние юного художника. На бумаге он выражает свои переживания, стресс. Определенный вывод о ситуации можно сделать на основании нескольких изображений, сделанных в течение определенного промежутка времени. Ребенок – старше 4-х лет. Но еще не подросток.

Как расшифровать детские рисунки.

Если тема рисования свободная, прежде всего, пристально рассматривают сюжет.

Обычно дети изображают домики, деревья, цветы, фигурки людей и животных.

  • Если люди отсутствуют на рисунке, возможно у ребенка в реальной жизни есть трудности в социализации, общении со сверстниками.
  • Зубастые, злобные монстры или уродливые существа указывают на нестабильное эмоциональное состояние и стресс.
  • Когда мальчишка в 6-7-летнем возрасте рисует скорпионов, солдат, воинственных героев любимого мультфильмов – не стоит переживать, это нормально.
  •  Если девочка аналогичного возраста  с упоением изображает принцесс, королев. Рисует различные платья, бантики, заколочки, представляя себя в роли изображенных красавиц. Эти рисунки тоже являются нормой.

Важно при анализе обращать внимание на цветовую палитру.

  • Синий – выражение покоя и уверенности.
  • Зеленый – передает степень защищенности и внутреннюю стабильность.
  • Красный – цвет конфликта и напряжения.
  • Желтым цветом выражаются положительные эмоции, жизнерадостность.
  • Розовый – хрупкости, нежность, чувствительность.
  • Серый может выразить тревогу и внутренний дискомфорт.
  • Если в рисунках детей много черного цвета, это признак подавленности, эмоционального прессинга.

Когда ребенок полностью заштриховывает или закрашивает фигуру, возможно, его что-то пугает, тревожит. Конкретный образ может указывать на реальный объект. Будь то заболевший родственник или негативная ситуация.

Значение имеет формат и размер рисунка, расположение изображений относительно листа бумаги.

Если изображенные объекты слишком мелкие – ребенок робкий, недостаточно уверен в себе.

Когда рисунок сильно смещен вверх – можно говорить о завышенной самооценке и недовольстве положением в коллективе или семье.

Вещи первостепенной важности дети изображают самыми большими. Все незначительное – маленькими. Неестественно большая голова – признак превосходства разума над чувствами. Увеличенные уши – ребенок придает большое значение мнению окружающих.

Анализируя творчество детей, важно получить общее эмоциональное ощущение от увиденного. Можно совместно с ребенком обсудить все, изображенное на бумаге. Художественные способности ребенка помогут лучше понять его внутренний мир. Увидеть, кем он считает себя в этом мире, в обществе и семье.

И не забывайте, дорогие родители  — обязательно разговаривайте с ребенком! Ведь главное для него — Ваша любовь и внимание!

детский рисунок

А сейчас небольшой ТЕСТ и значение.

В рисунках скрывается то, что незаметно в поведении и словах. Все тайные переживания оказываются на поверхности, и считываются по некоторым признакам.

Анализировать можно рисунки детей от 4 лет. А вот творческие намерения подростка уже мешают понять скрытый подтекст и поэтому довольно сложно «прочитать» их рисунок.

Возьмите готовые рисунки ребенка или предложите задание.

Например, нарисовать:
• семью;
• себя;
• то, что нравится;
• то, что пугает;
• несуществующее животное.

Затем проанализируйте результат:

  • Агрессия

Изображение войны и оружия не обязательно свидетельствует об агрессивности. А вот преобладание черного и красного цветов, наличие зубов и когтей – да. Если ребенок рисует нечто пугающее и рядом маленького себя – это говорит о страхе.

  • Отношения в семье

Кто из людей изображен ближе к ребенку, с тем эмоциональная связь больше. Кто крупнее всех – тот главный в семье по ощущению ребенка. Если нарисованный человек не присутствует в его жизни – это говорит о тоске и нехватке общения с ним. Члены семьи, держащиеся за руки, демонстрируют, по мнению ребенка, теплый контакт.

  • Тревога

Переживающий ребенок будет рисовать очень яркие границы у объектов картины. Сильная штриховка с нажимом и закрашивание тоже означают тревогу.

  • Самооценка

При разглядывании детского рисунка обратите внимание на расположение и размер объектов.

Мелкие фигуры говорят, скорее, о низкой самооценке, скрытности, вниманию к мелочам.

Крупные – об открытости, желании контактировать. Если ребенок рисует объекты мелкими, но в верхней части листа – завышенная самооценка, внизу листка – заниженная.

А вот расположение по центру означает адекватную уверенность в себе.

Если ребенок рисует себя слева, значит он зациклен на прошлом. Справа – на будущем. Различные украшательства, подчеркнуто милые рисунки свидетельствуют о желании нравиться.

  • Радость

Эмоциональный фон отражается в цветовой гамме рисунка. Если рисунок яркий и ощущение от него светлое, таково состояние ребенка. Если используются холодные, мрачные оттенки (черный, синий, серый, коричневый) и от картинки веет холодом – это означает печаль.

Обращайте внимание на все аспекты рисунка! По одному лишь цвету судить нельзя. И рисунков желательно иметь несколько.

  • Детали

Если рисунок проработан, то это показывает, что ребенок, во-первых, любит рисовать, а во-вторых, может сосредоточить внимание. Суетливые, гиперактивные дети рисуют без раскрашивания, очень быстро.

Большие ладони говорят о контактности. Плохо прорисованные или отсутствующие ладони – о закрытости и чувстве покинутости.

Большие ступни и наличие границы пола или земли значат, что ребенок ощущает опору. Опора – это уверенность в завтрашнем дне. Отсутствие ее — подвешенное состояние.

Большие уши говорят о том, что ребенку интересно получать информацию через слух. Отсутствие ушей означает нежелание что-то слышать. Возможно, ребенка ругают или при нем ссорятся. Открытый рот или высунутый язык демонстрирует болтливого или желающего что-то сказать человека.

Что делать, если в рисунках есть признаки тревоги и агрессии?

1. Не паникуйте и не расстраивайтесь.
2. Помогите ребенку справиться с этим. Поговорите, расспросите, что он чувствует, какие у него есть проблемы. Обязательно скажите, что любите его и к вам всегда можно и нужно обратиться за советом.
3. Не обесценивайте чувства ребенка и не ругайте его. Да, его проблемы вам смешны. Но и ему ваши могут казаться ерундой, поверьте. Если ребенка что-то беспокоит, значит это важно.
4. Не переусердствуйте. В психологии есть три понятия: «плохая мать», «хорошая мать» и «слишком хорошая мать». Гиперопека вредит не меньше, чем полное игнорирование нужд ребенка. Будьте внимательны, но и о себе не забывайте. Счастливые дети растут только у счастливых родителей!

Истории о том, что в рисунках есть скрытый подтекст – не миф.

Рисунки действительно можно прочесть. Важно правильно понять картинку и понимать своего малыша!

Если после изучения картинок ребенка у вас останутся какие-либо сомнения о его состоянии, обратитесь к грамотному психологу.

Не бойтесь и не стесняйтесь обращаться к психологу. Наука «Психология» очень большая и глубокая. Главное выбрать хорошего, грамотного психолога.

Если есть проблема, но вы не можете решить ее самостоятельно, это  будет лучший вариант!

детский рисунок
Яндекс.Метрика