
О чем может рассказать детский рисунок?
Значение детских рисунков. Как понять?
Детский рисунок — это не только проявление фантазии ребенка, но и отражение его внутренних переживаний. Что может рассказать детский рисунок? Как распознать, о чем думает и что чувствует ребенок? Помогут разобраться в этом детские рисунки.
Рисование служит для человека не только инструментом самовыражения. Оно вытягивает наружу переживания, отношение к миру, зеркальным отпечатком переживаний и эмоций. Любая картинка, возникая сначала в воображении, пропускается через себя. Уже затем ощущение воплощается в рисунке. Очень умело пользуются этим инструментом дети.
В детских садах и школах часто предлагают группе ребят изобразить тот или иной предмет либо ситуацию. Взяв в руки карандаш или кисть, каждый ребенок выполнит задание по-своему. По рисунку можно понять эмоциональное состояние юного художника. На бумаге он выражает свои переживания, стресс. Определенный вывод о ситуации можно сделать на основании нескольких изображений, сделанных в течение определенного промежутка времени. Ребенок – старше 4-х лет. Но еще не подросток.
Как расшифровать детские рисунки.
Если тема рисования свободная, прежде всего, пристально рассматривают сюжет.
- Обычно дети изображают домики, деревья, цветы, фигурки людей и животных.
- Если люди отсутствуют на рисунке, возможно у ребенка в реальной жизни есть трудности в социализации, общении со сверстниками.
- Зубастые, злобные монстры или уродливые существа указывают на нестабильное эмоциональное состояние и стресс.
- Когда мальчишка в 6-7-летнем возрасте рисует скорпионов, солдат, воинственных героев любимого мультфильмов – не стоит переживать, это нормально.
- Если девочка аналогичного возраста с упоением изображает принцесс, королев. Рисует различные платья, бантики, заколочки, представляя себя в роли изображенных красавиц. Эти рисунки тоже являются нормой.
Важно при анализе обращать внимание на цветовую палитру.
- Синий – выражение покоя и уверенности.
- Зеленый – передает степень защищенности и внутреннюю стабильность.
- Красный – цвет конфликта и напряжения.
- Желтым цветом выражаются положительные эмоции, жизнерадостность.
- Розовый – хрупкости, нежность, чувствительность.
- Серый может выразить тревогу и внутренний дискомфорт.
- Если в рисунках детей много черного цвета, это признак подавленности, эмоционального прессинга.
Когда ребенок полностью заштриховывает или закрашивает фигуру, возможно, его что-то пугает, тревожит. Конкретный образ может указывать на реальный объект. Будь то заболевший родственник или негативная ситуация.
Значение имеет формат и размер рисунка, расположение изображений относительно листа бумаги.
Если изображенные объекты слишком мелкие – ребенок робкий, недостаточно уверен в себе.
Когда рисунок сильно смещен вверх – можно говорить о завышенной самооценке и недовольстве положением в коллективе или семье.
Вещи первостепенной важности дети изображают самыми большими. Все незначительное – маленькими. Неестественно большая голова – признак превосходства разума над чувствами. Увеличенные уши – ребенок придает большое значение мнению окружающих.
Анализируя творчество детей, важно получить общее эмоциональное ощущение от увиденного. Можно совместно с ребенком обсудить все, изображенное на бумаге. Художественные способности ребенка помогут лучше понять его внутренний мир. Увидеть, кем он считает себя в этом мире, в обществе и семье.
И не забывайте, дорогие родители — обязательно разговаривайте с ребенком! Ведь главное для него — Ваша любовь и внимание!

А сейчас небольшой ТЕСТ и значение.
В рисунках скрывается то, что незаметно в поведении и словах. Все тайные переживания оказываются на поверхности, и считываются по некоторым признакам.
Анализировать можно рисунки детей от 4 лет. А вот творческие намерения подростка уже мешают понять скрытый подтекст и поэтому довольно сложно «прочитать» их рисунок.
Возьмите готовые рисунки ребенка или предложите задание.
Например, нарисовать:
• семью;
• себя;
• то, что нравится;
• то, что пугает;
• несуществующее животное.
Затем проанализируйте результат:
- Агрессия
Изображение войны и оружия не обязательно свидетельствует об агрессивности. А вот преобладание черного и красного цветов, наличие зубов и когтей – да. Если ребенок рисует нечто пугающее и рядом маленького себя – это говорит о страхе.
- Отношения в семье
Кто из людей изображен ближе к ребенку, с тем эмоциональная связь больше. Кто крупнее всех – тот главный в семье по ощущению ребенка. Если нарисованный человек не присутствует в его жизни – это говорит о тоске и нехватке общения с ним. Члены семьи, держащиеся за руки, демонстрируют, по мнению ребенка, теплый контакт.
- Тревога
Переживающий ребенок будет рисовать очень яркие границы у объектов картины. Сильная штриховка с нажимом и закрашивание тоже означают тревогу.
- Самооценка
При разглядывании детского рисунка обратите внимание на расположение и размер объектов.
Мелкие фигуры говорят, скорее, о низкой самооценке, скрытности, вниманию к мелочам.
Крупные – об открытости, желании контактировать. Если ребенок рисует объекты мелкими, но в верхней части листа – завышенная самооценка, внизу листка – заниженная.
А вот расположение по центру означает адекватную уверенность в себе.
Если ребенок рисует себя слева, значит он зациклен на прошлом. Справа – на будущем. Различные украшательства, подчеркнуто милые рисунки свидетельствуют о желании нравиться.
- Радость
Эмоциональный фон отражается в цветовой гамме рисунка. Если рисунок яркий и ощущение от него светлое, таково состояние ребенка. Если используются холодные, мрачные оттенки (черный, синий, серый, коричневый) и от картинки веет холодом – это означает печаль.
Обращайте внимание на все аспекты рисунка! По одному лишь цвету судить нельзя. И рисунков желательно иметь несколько.
- Детали
Если рисунок проработан, то это показывает, что ребенок, во-первых, любит рисовать, а во-вторых, может сосредоточить внимание. Суетливые, гиперактивные дети рисуют без раскрашивания, очень быстро.
Большие ладони говорят о контактности. Плохо прорисованные или отсутствующие ладони – о закрытости и чувстве покинутости.
Большие ступни и наличие границы пола или земли значат, что ребенок ощущает опору. Опора – это уверенность в завтрашнем дне. Отсутствие ее — подвешенное состояние.
Большие уши говорят о том, что ребенку интересно получать информацию через слух. Отсутствие ушей означает нежелание что-то слышать. Возможно, ребенка ругают или при нем ссорятся. Открытый рот или высунутый язык демонстрирует болтливого или желающего что-то сказать человека.
Что делать, если в рисунках есть признаки тревоги и агрессии?
1. Не паникуйте и не расстраивайтесь.
2. Помогите ребенку справиться с этим. Поговорите, расспросите, что он чувствует, какие у него есть проблемы. Обязательно скажите, что любите его и к вам всегда можно и нужно обратиться за советом.
3. Не обесценивайте чувства ребенка и не ругайте его. Да, его проблемы вам смешны. Но и ему ваши могут казаться ерундой, поверьте. Если ребенка что-то беспокоит, значит это важно.
4. Не переусердствуйте. В психологии есть три понятия: «плохая мать», «хорошая мать» и «слишком хорошая мать». Гиперопека вредит не меньше, чем полное игнорирование нужд ребенка. Будьте внимательны, но и о себе не забывайте. Счастливые дети растут только у счастливых родителей!
Истории о том, что в рисунках есть скрытый подтекст – не миф.
Рисунки действительно можно прочесть. Важно правильно понять картинку и понимать своего малыша!
Если после изучения картинок ребенка у вас останутся какие-либо сомнения о его состоянии, обратитесь к грамотному психологу.
Не бойтесь и не стесняйтесь обращаться к психологу. Наука «Психология» очень большая и глубокая. Главное выбрать хорошего, грамотного психолога.
Если есть проблема, но вы не можете решить ее самостоятельно, это будет лучший вариант!



Вам также может понравиться

Детская ревность. Как этого избежать.
Июль 13, 2018
Выбираем детский сад
Декабрь 18, 2018