Как ответить «почемучке»?
Сложные детские вопросы. Как правильно ответить маленькому «почемучке»?
Наступает тот момент, когда любимым словом вашего чада становится «Почему?» и огромное количество вопросов сыпется ежечасно на вашу голову. На некоторые ответить легко, на некоторые непросто, а на другие, как вам кажется, и вовсе не возможно.
Давайте будем относиться к этому проще, ведь на самом деле «почемучка» — это радость для родителей, а не проблема. Гораздо хуже, когда ребенку ничего не интересно, у него нет никаких вопросов, он просто сморит целыми днями мультики и играется в своем планшете. Именно в такой ситуации лучше задуматься и решить, что с ребенком не так.
Даже если вы валитесь с ног, от души порадуйтесь, что ваш сын или ваша дочь жаждут новых знаний, они развиваются. Усталость не всегда главная причина того, что родители раздражаются от «детских» вопросов. Часто и сами-то взрослые не очень знают, как на них ответить.
Первое и самое важное. Никогда не называйте вопросы вашего малыша глупыми. Это отбивает, в конце концов, всякий интерес к познанию миру. Кроме того, ребенку, возможно, и не так важен ответ, просто он хочет пообщаться с вами. А это важно!
Посредством вопросов дети познают мир, вступают в контакт общения со взрослыми и развиваются. Это дает возможность развивать мышление и речь, убеждаться в своих представлениях о происходящем.
- Детские вопросы нельзя игнорировать, чтобы не снизить детскую любознательность и не убить желание к познанию и учебе. От вашего поведения сейчас, зависит дальнейшая жизнь ребенка и ваш авторитет в его глазах.
А почему важна любознательность?
Любознательность пригодится ребенку в любом возрасте. Какие-то дети сохраняют ее с детского возраста, а кому-то ее надо развивать. В будущем такие дети могут ставить перед собой конкретные цели и задачи, и смогут их добиваться, благодаря способности интересоваться новым.
Любознательность способствуют развитию таких качеств, как:
- Интерес к учебе. Благодаря желанию узнавать что-то новое, ребенку будет легче даваться учеба в школе, институте. Он будет тянуться к знаниям.
- Способность добиваться нужного результата. Умея собирать информацию и анализировать ее, ребенок сможет добиваться хороших результатов в работе и у него будет желание расти в карьере.
- Такие дети легко адаптируются в обществе и принимают его изменения.
Итак, вопрос задан. Попробуйте вернуть его адресату – «А как ты думаешь?». Возможно, вы услышите самые невероятные версии, вызывающие улыбку. Тем не менее, это заставляет ребенка размышлять, думать и находить ответы. Помимо этого, пока он выдает свои варианты, у вас у самого будет время подумать, как ответить!
- Отвечать на детские вопросы следует согласно возрасту ребенка.
Ответ должен быть взвешенным и обдуманным. Например, на вопрос, зачем человеку еда, можно ответить коротко и понятно. Машину заправляют бензином, чтобы она ехала. А человеку необходимо кушать, чтобы жить и работать. А уже школьнику, можно объяснить, что с едой человек получает жизненно необходимые вещества и их роль в организме.
В три года такое подробное объяснение ребенку еще не нужно, так как он не в состоянии его осмыслить. Гораздо лучше объяснить простые вещи с помощью подручных вещей и игрушек.
- Детские вопросы очень важно серьезно воспринимать и не высмеивать.
Будьте честным и откровенным с ответом. Как видим, воспитание детей — это целая наука, которая требует и знания родителей и времени.
Учите искать ответы. С ребятишками, еще не умеющими читать, вам придется полистать книги, словари, зайти в Интернет. А когда ребенок уже научиться читать, он самостоятельно будет искать ответы, ведь вы показывали ему, как это делается. Поленится искать сам – схитрите.
На очередное «почему» скажите, что это очень интересный вопрос, и вы будете рады, если он сам найдет на него ответ, а потом расскажет вам!
- Слушая детские вопросы, можно определить его наклонности, например, к музыке или рисованию. Общаясь с ребенком, вы сможете вовремя открыть его таланты. На вопросы как зачем и почему отвечайте доступными словами, согласно возрасту ребенка. Чтение детских книг, различные познавательные игры очень способствуют развитию малыша.
Поощряйте и поддерживайте интерес к получению новых знаний.
Расширяйте кругозор вашего дитя: вместе читайте познавательную литературу для детей, смотрите подобные программы, посещайте зоопарки, театры, планетарии, музеи, путешествуйте по миру, если есть такая возможность, если нет – по стране, по достопримечательностям родного края.
Не останавливайте «почемучку», а помогайте ему! Даже не сомневайтесь, вы и сами узнаете много нового и интересного для себя! Кроме всего этого в семье родители и сами должны чем-то интересоваться, обсуждать какие-то события при ребенке и спрашивать его точку зрения. Это могут быть обсуждения каких-то культурных событий, новости (естественно допускаемые к обсуждению при детях).
Эксперимент.
В одной стране учёные провели эксперимент. Они пригласили родителей с детьми, посадили их в комнату, где представлены разные игрушки. Потом их оставили в комнате одних и разрешили брать игрушки. Сами учёные наблюдали за происходящим. В результате было выявлено 4 типа поведения:
- Родители сели и посадили рядом детей, не разрешая им трогать игрушки и сами не подходили к ним.
- Вторые родители сказали детям идти и смотреть игрушки, а сами занялись своими делами.
- Третья группа родителей и детей вместе интересовались игрушками и предлагали детям игры.
- Четвёртые родители, оставив детей, сами начали играть, а дети, смотря на них, самостоятельно начали разбираться с игрушками.
Про 1 и 2 родителей можно не говорить, они никак не развивают любознательность ребёнка и своим примером показывают полное отсутствие.
В третьим случае родители заинтересовывают малыша, но не дают ему действовать самостоятельно.
Четвёртый случай самый правильный. Родители, не заставляя ребёнка, показывают своим личном примером заинтересованность и любознательность.
- Как видно, любознательность очень важна для детей. Именно она способствует успеху ребёнка в дальнейшем и даёт ему развитие. У кого-то она развивается самостоятельно и сохраняется на протяжении всей жизни, а кому-то нужен толчок для её раскрытия. Такой толчок обязаны дать родители.
- Разговаривайте с ребенком, слушайте его, отвечайте на вопросы.
Во время прогулок, например, полезны познавательные беседы. О профессиях, к примеру. Спрашивайте ребенка и рассказывайте ему, что делает человек той или иной профессии. Читайте вместе с ребенком рекламные вывески, или учите таким образом буквы. Занимательной игрой является составление предложений. Например, на вишне растут вишни, а на яблоне, груше, абрикосах, что растет? Пусть ответит ребенок.
Гуляя по улице, приучайте ребенка к таким понятиям, как высота и ширина на примере кустов, деревьев, речки, дороги, тропинки и так далее. Это намного интереснее и эффективней, чем изучать такие понятия, сидя за столом с листом бумаги и карандашом.
Для развития мышления ставьте цепочку вопросов на одну и ту же тему. Например, откуда клубника попала на наш стол: из магазина. А в магазин — из грядки. А как она выросла? Скопали грядку, посадили рассаду, весной клубника зацвела, потом начали развиваться ягодки и поспели под влиянием тепла и солнышка. Здесь уместно добавить, что так же растут и детки, значит им необходимо ежедневно выходить на прогулку.
- Современный мир требует от человека обладания множеством информации и умение её аккумулировать. Если не развить эти качества в детях с детства, то потом им будет тяжело адаптироваться в обществе.
Вот так, друзья. Надеюсь эта статья помогла Вам, или заставила задуматься, переосмыслить что-то…
Я верю, у Вас все получится!
Читайте так-же:
Как приучить ребенка к порядку?
Детские страхи. Как помочь ребенку?
Что делать, если ребенок не хочет спать?