Стеснительность.
Детская стеснительность.
Практически все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой повышенной стеснительности ребенка. Это происходит даже с самыми коммуникабельными детьми в силу каких-либо социальных или психологических обстоятельств.
Да и просто ребенок подрастая, начинает стесняться буквально из-за чего угодно. Будь то из-за игрушек (машинка у него хуже, чем у друга Миши), своей внешности, одежды и тд. И если ничего не делать – формируются комплексы (некоторые из которых так и остаются во взрослой жизни).
И в этой статье мы поговорим об этом. Откуда же она берется, эта стеснительность? Как мы можем помочь?
Мы спросили у опытных мам и педагогов.
И прежде всего, нужно разобраться – какой он, Ваш ребенок?! И вообще, какой он – уверенный ребенок? Не наглый, а смелый, уверенный, порядочный и честный!
Что мешает детской уверенности в себе
Практически каждый малыш рождается непосредственной личностью, достаточно уверенной в собственных силах. Но окружающий социум с его правилами и канонами постепенно «причесывает» ребенка против естественного роста, по крупицам формируя один комплекс за другим. Избежать этого можно лишь контролируя высказывания и поведение взрослых.
- Меньшее количество тревоги, проявляющейся в форме излишней опеки, поможет малышу стать более самостоятельным. А что еще придает большей уверенности, чем способность справиться самому?
- Табу на сравнительные характеристики со сверстниками избавит ребенка от необходимости подстраиваться под кого-либо. В угнетенном состоянии самоанализа дитя никогда не обретет уверенности.
- Оценивание малыша за неправильные поступки должно фиксироваться именно на ситуации. Никогда нельзя переходить на личность ребенка, когда разбирается его действие. То есть любые негативные высказывания в отношении внутренних качеств малыша должны быть минимизированы до нуля.
- Категорически запрещено манипулировать ребенком при любых обстоятельствах. Привычные для всех фразы типа «Разве ты меня не любишь?», наносят непоправимый вред психике малыша, способствуя развитию робости и застенчивости.
И также стоит избегать программирования ребенка на будущие неудачи! Внушать малышу, что у него не получится вначале замок из песка, а позже поступить в институт – утопический метод воздействия. Даже если, на первый взгляд, он окажется эффективным, то позже может сработать негативно против уже повзрослевшего ребенка!
Понятно, что большинство амбициозных и излишне «заботливых» пап и мам видят в своем чаде будущего президента, кинозвезду, всемирно известного ученого, лауреата Нобелевской премии либо чемпиона мира, наконец.
Только есть такая маленькая неувязочка: ежегодное количество новорожденных детей превышает 130 млн. а президентов избирают не чаще чем один раз в пару лет. Чемпионами, правда, можно становиться каждый год, однако и здесь на пьедестале толпятся главным образом одни и те же лица… Однако ослепленные несбыточной мечтой родители не замечают очевидных фактов.
- Начинают требовать от ребенка невозможного и, чувствуя недостижимость поставленных целей, начинают упрекать его, указывать на его слабые стороны, приводить в пример более удачливых, умелых детей, тем самым запуская в малыше механизмы формирования низкой самооценки.
Иногда движущей силой для развития замкнутости, застенчивости являются прилюдные высмеивания взрослыми либо детьми (к чьему мнению прислушиваются) оплошностей, проступков и ошибок, допущенных ребенком.
- Боясь снова попасть в нехорошую ситуацию, дошкольник замыкается в себе. У него появляется потребность вначале проанализировать, изучить обстановку в социуме и лишь после этого идти на контакт. Таким образом, он старается максимально обезопасить себя, ведь в основном застенчивые люди – это ранимые, тонкие, высокочувствительные натуры.
- Порою причиной детской нерешительности может послужить элементарный недостаток информации, либо общения! Ребенок, долго воспитывающийся в изоляции (на руках у бабушек, нянь и так далее), ограниченный в общении со сверстниками, зачастую неясно воспринимает последовательность причинно-следственных связей в общении с другими детьми.
Он не умеет играть в знакомые другим ребятам игры, испытывает трудности в разговоре с ровесниками, в результате чего тушуется и начинает стесняться. Чаще всего этому подвержены малыши, испытывающие определенный информационный голод, однако и высокоэрудированные дети также не находят понимания среди равных по возрасту, становясь социально-психологическими изгоями.
Застенчивость включает в себя чувство дискомфорта.
- Играя, он смотрит на других, не вмешиваясь и, чаще всего, самостоятельно не проявляя инициативы. Он боится других детей и, несмотря на то, что у него есть контакты-друзья, он предпочитает играть один. Застенчивость сопровождается страхом осуждения. В школе это проявляется в страхе быть призванным к ответу, а у маленьких детей — боязнь контакта со сверстниками и они «прячутся за юбку матери».
Итак что у нас получается? Застенчивый ребенок испытывает трудности в отношениях со сверстниками, часто испытывает беспокойство. И Вы ничего не добьетесь, пытаясь изменить их силой. Ключ к сердцу вашего ребенка, в котором он находит силы преодолеть застенчивость, — ваша поддержка!
Как мы, родители, можем помочь своему ребенку преодолеть застенчивость?
Вот несколько советов:
1.Дать утешение.
Ребенку, который стесняется, нужны слова поддержки и поддержки. Важным принципом в этом аспекте работы с застенчивостью является принцип, который можно назвать: ничто силой. Будьте нежны и осторожны. Постарайтесь создать для своего ребенка атмосферу безопасности и чувство, от которого он всегда может отказаться. Покажите ему хорошие стороны контакта с другими, но не стремитесь к силе.
2.Примите вашего ребенка.
В источнике застенчивости часто являются неприятные жизненные переживания. Трудности в школе или развод родителей могут спровоцировать ребенка к нежеланию и боязни общаться, боязнь критики и соответственно нежелание развиваться и совершенствоваться.
«Вдруг опять не получится», «А если не получится, опять будут смеяться/ругать!».
Именно поэтому важно чувствовать эмоции нашего ребенка, не высмеивать и не критиковать. Открытый разговор о ваших чувствах может быть полезен. Создайте ситуацию, в которой вы и ваш ребенок могли бы поделиться своим опытом вместе.
Говорите ему – что нет ничего страшного, если он сделает (или скажет) что-то не правильно. «Не ошибается тот, кто ничего не делает»!
3.Поощряйте.
Во время игры убедите ребенка проявить инициативу. Увлеките его так, что бы он ничего не боялся. Пусть он высказывает свое мнение. Спрашивайте у него совета и тд.
4.Не наклеивайте этикетки.
Объясняя робкое поведение вашего ребенка, старайтесь не давать ему ярлыки. Ребенок, который слышит о себе «потому что он всегда такой застенчивый», он может решить, что так и должно быть. Вместо того, чтобы говорить о стеснительности, можно указать, что «ему нравится смотреть на других детей, прежде чем он войдет в игру» или «мой ребенок — замечательный наблюдатель». Таким образом, робкое поведение нашего ребенка не оценивается и не подкрепляется ненужными ярлыками.
5.Давайте поговорим!
Вместо того, чтобы пытаться изменить своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его трудностях. Выявление тревоги или стресса перед лицом контакта с другими людьми (в данном случае с нами) может показать ребенку, что возникающие в нем эмоции действительно нормальны. В конце концов, страх осуждения или стыда очень распространен. Каждый хорошо функционирующий человек испытал их.
Какой он – уверенный в себе малыш
Прежде чем диагностировать у собственного ребенка комплекс неполноценности, стоит понаблюдать за чадом и отметить несколько важных пунктов!
Уверенность в себе обычно проявляется в таких моментах:
- с удовольствием идет на контакт со сверстниками, даже если впервые их видит;
- радостно оценивает похвалу в свой адрес и также охотно раздает ее в ответ другим детям и взрослым;
- не переживает за общественное мнение в отношении собственного поведения;
- искренне отстаивает свою правоту;
- методично добивается поставленных целей;
- без труда отказывает окружающим в просьбах, если считает их ненужными для себя;
- умеет достойно проигрывать, пусть даже со слезами горечи, но без капли агрессии в сторону победителя.
Естественно, тонкая грань между простой и нормальной уверенностью в себе и вопиющей наглостью и апломбом в раннем возрасте выявляется сложно. Но если малыш все делает через призму честности и порядочности, то родителям не стоит беспокоиться.
Надеюсь эта статья поможет вам! И главное, разговаривайте с ребенком!
Станьте для него поддержкой и другом, на кого он всегда сможет положиться!
Верьте, у вас все будет хорошо!
Читайте так-же:
Фантазия или обман. Как узнать что ребенок обманывает и почему?
Детские страхи. Как помочь ребенку?
Ссора между детьми. Что делать?